Контуровка
Экспонирование на пленку скомплектованного кадра, состоящего из нескольких слоев, наложенных друг на друга и помещенных на фоне бумажной декорации, требует, чтобы слои, изображающие действие различных персонажей, были совершенно прозрачны. Это условие достигается путем перевода художником - контуровщиком изготовленных на бумаге карандашных линейных рисунков на целлулоидные листы, которые в дальнейшем закрашиваются в заливке.
Перевод прорисованной и начисто сфазованной сцены на целлулоид требует, чтобы каждый рисунок был скопирован с максимальной точностью.
Малейшее отступление от линии, хотя бы на толщину карандашного штриха, приводит к искажению рисунка, особенно заметного при увеличении на экране.
Важный момент в работе контуровщика - сохранение художественных качеств рисунков, изготовленных прорисовщиком и фазовщиком, так как всякий дефект в контуровке может снизить качество движения и исказить образ персонажа.
Контуровщик должен обладать элементарными познаниями в области графического рисунка и чертежа, навыками и устойчивостью руки в нанесении ровной и пластичной линии. Он должен также иметь представление об основных принципах разложения движения, хорошо знать все производственные правила, методы и приемы контуровки и свободно разбираться в записи экспозиционных листов.
Контуровщик работает на стандартном рисовальном столе (мультпросвете), и материалом для его работы служат чистые, предварительно промытые, высушенные и отсортированные по качеству и оттенку листы целлулоида с пробитыми на них сверху тремя стандартными по форме и размеру отверстиями для надевания их на верхний ряд штифтов мультпросвета.
Это обеспечивает устойчивость бумажных листов, что служит обязательным условием точности линии в рисунке при пере воде его на целлулоид. Контуровщик пользуется чертежными перьями и чертежной тушью или по указанию художника-постановщика цветными красками, а для протирки целлулоида - марлей и тальком.
Прежде чем начать работу, контуровщик знакомится с требованиями, предъявляемыми к данной сцене: типажом и конфигурацией рисунков, цветом контура, толщиной линии и специальными указаниями.
Заготовив необходимые материалы и принадлежности для работы, контуровщик приступает к непосредственной копировке рисунков. Включив освещение мультпросвета, надевает на штифты бумажный лист с карандашной фазой, накладывает на него чистый лист целлулоида, очищает от пыли, надписывает в его верхнем правом углу номер копируемого листа и начинает копировать рисунок.
Для удобства и ускорения работы контуровщик пользуется вращающимся кругом своего стола и, не прикасаясь пальцами к поверхности целлулоида, прижимает его к столу палочкой.
Контуровщик руководствуется экспозиционным листом, воспроизводя в контуре на целлулоиде все то, что нарисовано карандашом на бумажном листе прорисовщиком и фазовщиком. Однако ему иногда приходится восполнять недорисованные детали или части рисунка, доконтуровывая их с другого листа бумаги. Это происходит в тех случаях, когда фазовщик сознательно опускает те части рисунка, которые должны остаться статичными на протяжении некоторого количества фаз. В таких случаях фазовщик дает указание контуровщику: "Недостающую часть рисунка брать с фазы №...".
Нередко контуровщик, согласно указаниям режиссера, недоконтуровывает какую-либо часть рисунка в ряде последовательных фаз. В этом случае целесообразно вывести на отдельный слой-модель ту часть рисунка, которая впоследствии - в процессе съемки - будет совмещена на штифтах съемочного стола с рядом последовательных фаз, к которым она принадлежит. Повторная съемка одной модели статической части рисунка обеспечивает лучшую устойчивость и идентичность, чем при повторном его копировании в контуровке. Модель обозначается на целлулоиде и в экспозиционном листе буквой М с порядковым номером, если таких моделей в сцене несколько.
В тех случаях, когда статичные рисунки не выводятся на отдельные слои-модели и их приходится многократно копировать с абсолютной точностью, они контуруются с одного первого статичного рисунка, скопированного на целлулоиде. Этим достигается наибольшая устойчивость статики в кадре.
При контуровке с целлулоида между листами прокладывается чистый лист бумаги подпергамент, смягчающий яркость контура на верхнем листе.
Художник-мультипликатор для удобства в работе часто распределяет действующих в сцене персонажей на отдельных слоях. В этих случаях контуровщик соединяет на одном листе целлулоида две или более карандашные фазы.
Такие соединения обозначаются техническим ассистентом режиссера в экспозиционных листах посредством соединительных дуг, сделанных разными цветными карандашами для каждого соединения слоев. Целлулоидные листы с соединенными рисунками, сделанными на отдельных бумажных листах, обозначаются контуровщиком номером одного из бумажных слоев, и эти номера вписываются им в свободную клетку экспозиционного листа.
При соединениях встречаются случаи, когда контуровщику приходится доконтуровывать не только отдельные статические части корпуса персонажа, находящегося в движении, но и целые статические фазы.
Контуровщик, закончив работу по сцене, подбирает по порядку все отконтурованные листы, складывает их по номерам вместе с бумажными фазами, прикладывает к ним экспозиционные листы вместе с материалами, инструкциями и схемами и вкладывает все это в папку.
Готовность отконтурованной сцены для передачи в заливку определяется:
а) наличием всех целлулоидных фаз, предусмотренных экспозиционными листами и соответствующими указаниями художника-мультипликатора, фазовщика и режиссера;
б) наличием всех принадлежащих к сцене экспозиционных листов, карандашных фаз, моделей, шкал и пр.;
в) точностью копировки в следовании за рисунками карандашных фаз и соблюдением требуемой толщины контурной линии;
г) точностью в соединении рисунков и отдельных слоев, в доконтуровке, приконтуровке, подгонке, совмещении крестов и в выполнении указаний режиссерской группы, относящихся к сцене.