Заливка (закраска)
Закрашивание фаз на целлулоиде - завершающее звено процесса, после которого рисунки, если они не требуют дальнейшей аэрографической обработки, подготавливаются к съемке.
Поступающие в заливку законтурованные на целлулоиде фазы движения заполняются специальными мульткрасками в точном соответствии с эталонами типажа, то есть его расцветкой, разработанной в постановочной группе и утвержденной режиссером картины. Этот процесс называется заливкой потому, что рисунки не раскрашиваются, а заливаются жидкими красками по плоскости целлулоидного листа.
Применение в заливке большой палитры красок, достигающей многих десятков различных цветов и оттенков, требует от заливщика сосредоточенности и большой тщательности в работе.
Заливщик работает на столе-мультпросвете несколько иной конструкции, чем тот, которым пользуются художники графических цехов и контуровщики. Поверхность этого стола не имеет вырезной доски, приподнимающейся под углом для получения наклона, и штифтов на вращающемся круге, но он снабжен сушильными полками. Заливщик пользуется беличьими и колонковыми кистями от 1-го до 10-го номера в зависимости от размера площадей, подлежащих заливке.
Подробно ознакомившись с эталонами типажа, расцветкой, конфигурацией рисунков, характером площадей и специальными указаниями, заливщик пользуется необходимым ему ассортиментом мульткрасок, наливает их в чисто вымытые баночки, заготавливает чистую воду, кисти, марлю и тальк.
Лишь после предварительной протирки каждого листа целлулоида марлей и тальком он тщательно размешивает в баночке краску и приступает к заливке рисунков. Размешивание краски необходимо и в процессе работы примерно через каждые 10-15 мин во избежание потери нужной консистенции.
Для сохранения контура рисунка заливку производят на обратной стороне законтурованного листа. Заливка ведется сначала одной краской, которой покрываются все плоскости рисунка, помеченные в эталоне этой краски.
Каждый залитый одной краской лист заливщик укладывает для просушивания на сушильную полку своего мультпросвета, заполняя ее последовательно снизу вверх. Когда таким образом залиты все листы, заливщик снова возвращается к первому листу и, проверив, в достаточной ли степени высохла краска, заливает плоскости следующим цветом краски.
Для удобства заливщик начинает заполнение рисунка с самых маленьких площадей и со светлых цветов. При заливке очень больших площадей целлулоидные листы подвергаются иногда деформации и краска, не успев подсохнуть, стекает к краям листа. В таких случаях заливщик прикрепляет углы листов кнопками на время заливки и сушки.
Краску накладывают на середину закрашиваемой площади и разгоняют по поверхности ровным тонким слоем, который ни в коем случае не должен просвечивать на целлулоиде.
Случайное распространение краски за границы контура немедленно удаляется палочкой, обмотанной марлей или ваткой (при соскабливании краски острой палочкой портится целлулоид).
Кисти после работы тщательно промывают водой, но ни в коем случае не оставляют в сосуде с водой, хотя бы на короткое время.
Залитая всеми красками сцена убирается заливщиком (с сушильных полок только после того, как краски совершенно высохли. Каждый лист проверяется и очищается от случайных пятен, захватов пальцами и т.п., после чего вся сцена собирается по порядку номеров фаз, причем между листами обязательно прокладываются чистые листы бумаги для того, чтобы фазы не слипались. Если заливщик опасается, что краска может отлипнуть при складывании в стопку, каждую фазу со стороны краски присыпают тальком.
Законченная сцена в полном комплекте залитых фаз вместе с эталонами-расцветками, специальными указаниями и нарядом-заданием сдается заливщиком для окончательного контроля.
Готовая сцена должна отвечать следующим требованиям:
а) закрашенные фазы соответствуют эталонам;
б) отсутствуют какие-либо просветы как в наложенном слое краски, так и между границами контура и краями залитой площади;
в) нет неровностей в тоне красок, затеков, светлых пятен и других дефектов;
г) листы целлулоида без пятен и прочих загрязнений.