Декорации (фона и панорамы)
Графическое изображение действия рисованного фильма требует написания декораций для каждой сцены, которая разыгрывается в определенном месте в соответствии с сюжетом картины.
Декорации изготовляются художниками студии по цветным эскизам и карандашным рисункам художника-постановщика режиссерской группы. Фоны и панорамы могут быть различны по размерам. Наиболее часто используется размер стандартного кадра. Однако для общих планов, при удалении аппарата от снимаемой декорации, а также для ярусных съемок, требующих прогрессивного увеличения размеров декораций в нижних ярусах, применяются фоны большего размера и панорамы большей ширины.
Панорамы равны по высоте стандартному кадру и различны по длине, которая зависит от продолжительности действия и скорости движения персонажей в сцене. Они также отличаются по форме и могут быть в зависимости от направления движения персонажей горизонтальными или вертикальными и диагональными.
Художник-постановщик в разработке эскизов декораций является автором рисунков, выражающих графический стиль, цветное и композиционное решение картины, и осуществляет, таким образом, свой оригинальный творческий замысел в создании фильма. Художник-декоратор выполняет преимущественно исполнительскую работу; изготовляя фоны и панорамы по эскизам и рисункам художника-постановщика.
Однако эскизы художника-постановщика, не предназначенные для непосредственной съемки и сделанные свободной живописной манере без особой тщательности в разработке деталей, часто нуждаются в дальнейшей обработке и воспроизведении с учетом всех специфических требований, предъявляемых к декорациям в производстве мультипликационных фильмов. Эти требования заключаются в тщательной разработке деталей, в подборе для производственных декораций наиболее соответствующих ярких, насыщенных и прозрачных красок, соблюдении правильной формы срезанных с планшетов фонов и панорам, а также в точном следовании в цвете и композиции за эскизами художника-постановщика.
Художник-декоратор работает на мультпросвете большего размера, чем тот, на котором работает заливщик. Этот стол рассчитан для размещения на нем планшетов с фонами и панорамами. Он снабжен дополнительными подвешенными к нему крыльями для прикрепления рисунков и эскизов декораций и имеет кроме нижнего освещения под столом просвета еще и верхнее, соответствующее освещение съемочного станка.
Художник-декоратор пользуется различными краска ми, кистями, бумагой подпергамент, целлулоидом, карандашами и точно выверенными линейками, ножницами, чертежными принадлежностями.
Перед началом работы в фоновом цехе режиссерская группа знакомит художников-декораторов со сценарием, графическим стилем картины и с цветными эскизами по данному фильму.
Получив от художника-постановщика рисунки фонов, выполненные с достаточной четкостью, приемлемой для исполнения, художник-декоратор приступает к изготовлению фонов или панорам.
В зависимости от стиля и замысла декорации применяются различные технические приемы выполнения фонов: акварельная или гуашевая отмывка, масляная живопись, рельефная фактура, разбрызгивание, гладкое однотонное покрытие, карандашные или красочные контуры.
В изготовлении декораций нередко применяется комбинированная техника в различных сочетаниях: акварельная и гуашевая живопись плюс аэрография (распыливание краски), гуашевая и масляная живопись, гуашевая живопись с последующей проработкой карандашным или красочным контуром.
Для выполнения декорации художник подбирает соответствующий формат бумаги, наклеивает ее на доску, причем для ровного натяжения смачивает бумагу предварительно водой, пользуясь для этого губкой или ватой.
Рисунок декорации переносят на полуватман либо до наклейки на планшет, либо на уже наклеенный и просохший полуватман.
Если декоратору необходимо покрыть значительную плоскость гуашью одного тона, то для обеспечения ровности покрытия и избежания пятен и затеков он составляет нужный тон краски в достаточном количестве для данной плоскости, хорошо ее перемешивает, после чего широкой кистью (флейцем) быстро и ровно покрывает плоскость.
В большинстве случаев хороший результат получается, если краску наносить на предварительно смоченную водой бумагу.
Панорамы и фоны иногда выполняются не на бумаге, а на целлулоиде гуашевыми красками. Для этого рисунок копируется тушью на целлулоиде, то есть контуруется, а затем раскрашивается с обратной стороны контура. Можно также применять на целлулоидных панорамах масляные краски.
Эта техника имеет ряд преимуществ: во-первых, она освобождает от необходимости контуровать рисунок с бумаги на целлулоид, так как дает возможность, подкладывая рисунок под чистую целлулоидную панораму, писать масляной краской декорацию на лицевой стороне целлулоида; во-вторых, гарантирует устойчивость декорации от осыпания краски и позволяет производить на ней многократные пересъемки сцены; в-третьих, обеспечивает точность рисунка и линий подгонки.
При необходимости получить на целлулоиде светонепроницаемый слой масляной краски художник-декоратор после просыхания декорации затемняет ее с обратной стороны черной гуашью.
Целлулоид для фонов и панорам выбирают самый чистый, без царапин, выпуклостей, вмятин или волнистости.
Для выполнения декораций широко применяется аэрография, например для рисунка облаков и туч, усиления или ослабления тона, а также для исправления дефектов и неровностей покрытия краской. Аэрографирование декораций производится на планшетах художником-декоратором или художником-аэрографистом.
При помощи аэрографии выполняют: дым, пар, пыль метель, лучи, блики, различные эффекты, прозрачные тела, а также подчеркивают объем.
Аэрографирование производится следующим образом: на штифты просветного стола надевают бумажную фазу движения, а поверх нее чистый лист целлулоида, на котором аэрографом (прибор-ручка для распыливания краски) покрывают площадь в пределах границ лежащей под ним фазы.
В тех случаях, когда элементы декорации имеют резко очерченные границы, как, например, тени, лучи или прозрачные тела, по фазам вырезают трафареты, которые накладывают поверх целлулоида на штифты просветного стола, и по этим трафаретам производится аэрографирование видимых через вырезанные отверстия элементов рисунка.
Иногда трафареты заменяют контуром. Для этого контур бумажной фазы переводят на целлулоид, который аэрографируется с обратной стороны, после чего контур с него стирается.
Аэрография производится на чистом, хорошо протертом целлулоиде, так как после этого процесса целлулоид уже не протирают из опасений, что нежный слой аэрографии можно легко повредить. По этим соображениям каждая фаза немедленно после окончания работы над ней закрывается чистым листом бумаги.
Художник-аэрографист работает в специальном помещении, в котором отведено место для компрессорной установки, подающей по шлангу к аэрографической ручке под давлением свежий воздух. Над столом аэрографиста устроена вытяжная вентиляция для очистки воздуха, насыщенного жидкой краской.
Рабочий стол аэрографиста примерно такой же, как и у художников-декораторов с той лишь разницей, что на верхней доске просвета можно по мере надобности заменить круг со штифтами на круг без штифтов.
Аэрографист работает различными красками: акварелью, гуашью, темперой, тушью. Обязательным условием для всякой применяемой в аэрографии краски является ее максимальная дисперсность и достаточно жидкая консистенция, чтобы ее зукопоривать и не засорять капсулу ручки.
Ручка требует самого аккуратного обращения и ухода, так как от ее исправного состояния зависит качество аэрографии. Поэтому после работы ее тщательно промывают водой, продувают и просушивают, пропуская через нее воздух от компрессора.
Готовые рисунки аэрографист прокладывает чистыми листами бумаги и передает их техническому ассистенту режиссера. Декорации как бумажные, так и целлулоидные требуют самого бережного обращения в процессе их изготовления и в дальнейшем хранении до окончания съемки фильма.
Аэрографию можно применять также и без аэрографической ручки, распыляя краски посредством щеток и различных сеток. Этот способ дает разнообразную фактуру поверхности при распылении, он очень эффектен и общедоступен.
После окончания работы над декорациями их заклеивают по углам чистой бумагой подпергамент и планшеты ставят в затемненное место с таким расчетом, чтобы закрашенная поверхность не подвергалась воздействию света во избежание выцветания красок.
Декорация срезается с планшета только после того, как в ней сделаны все поправки и на ней нанесена шкала делений, данная художником-мультипликатором. Деления наносятся на верхнюю кромку нижнего слоя панорамы или на нижнюю кромку верхнего слоя (бумажного или целлулоидного) составной панорамы и служат руководством для съемки сцен оператором.
Срезание панорам с планшетов требует максимальной точности и прямой линии среза, так как от этого будет зависеть ровное продвижение панорам на съемочном столе и, следовательно, на экране. Поэтому срезка точно выверяется по металлической линейке и производится острым ножом, ланцетом или бритвой. Во избежание ошибок в местах подгонки или линии горизонта технический ассистент на рисунке панорам дает точную линию среза. Художник-декоратор делает запас при закраске рисунка декорации на 5-10 см во все стороны на фоне и по 10-15 см с обеих сторон длины панорамы.
Художники-декораторы мультипликационных картин должны обладать достаточным мастерством в области цветной графики, умением воспроизводить с оригинальных рисунков художника-постановщика любо? пейзаж, интерьер, архитектурное строение орнамент, предметы реквизита, различные явления природы и пр. Декоратор должен также хорошо понимать законы перспективы и светотени, знать все технические приемы, используемые в написании мультипликационных декораций, особенности цветов и красок для качества цветопередачи на пленку, а также и технологию производства мультипликации.
При работе над фонами и декорациями должны соблюдаться следующие условия:
1) соответствие рисункам и цветным эскизам художника-постановщика;
2) тщательная отделка всех деталей и их фактуры; ровность наложенного слоя краски, не оставляющего никаких следов от мазков кисти (если это не является специальным требованием);
3) отсутствие затеков, зернистости и ворсистости на закрашенной поверхности;
4) точная вырезка накладок или передних планов;
5) правильное нанесение шкалы делений на панораму;
6) абсолютная чистота и сохранность законченной декорации, свободной от пятен, царапин, помятостей и других случайных загрязнений;
7) точное, выверенное по металлической линейке срезывание декораций с планшетов с соблюдением прямизны линии среза.