Фазовка (чистовая)
Рисунки художника-мультипликатора, фиксирующие отдельные, наиболее важные моменты движения в каждой сцене, требуют для создания плавного движения заполнения всего цикла движения необходимыми промежуточными фазами.
Однако промежуточная фаза является не только вставным рисунком для заполнения места в метраже сцены. Она должна строго соответствовать общему характеру и направлению движения, установленного художником-мультипликатором в компоновках. Фазовщик даже при незначительном уклонении в сторону не может правильно сфазовать сцену. Иногда даже толщина карандашной линии имеет значение для точности, которая требуется от графического рисунка при одушевлении. Поэтому рекомендуется рисовать чистовые фазы твердым грифелем (карандашом Н или Т).
В одушевленном действии каждый рисунок имеет значение. Индивидуальный характер действия, придаваемый каждому персонажу, требует и от фазовщика сохранения данного характера во всех фазах движения.
Предположения, что эти рисунки, проходящие в кинопроекции со скоростью 1/24 сек, мало заметны в отдельности на экране, совершенно необоснованны, так как комплекс движения, образуемый из совокупности этих фаз, зависит от качества каждой фазы в отдельности. Всякий, даже небольшой дефект в фазовке неизбежно снижает качество движения сцены.
О влиянии фазовки на качество движения можно судить хотя бы по тому, что по количеству рисунков, составляющих изображаемое действие в фильме, промежуточные фазы в несколько раз превосходят количество рисунков мультипликатора. В большинстве эпизодов художник - мультипликатор располагает рисунки через 3, 5, 7 фаз, а в некоторых сценах даже через 11, 15, 25 фаз.
В сценах, где каждая фаза по своему характеру имеет большое значение в движении, например в беге человека или в мимическом выражении, художник-мультипликатор делает сам почти все фазы движения, не оставляя иногда ни одной для работы фазовщика.
Чистовая промежуточная фаза представляет так же, как и прорисованная компоновка художника-мультипликатора, вполне законченный, четкий линейный рисунок правильной формы с сохранением единства образа, точным местоположением в кадре и с обозначением всех деталей, имеющихся в прорисованной компоновке.
Фазовщик должен обладать квалификацией рисовальщика, способностью анализировать действие, знанием основных принципов разложения движения и умением разбираться в записи экспозиционного листа. Он работает на таком же рисовальном столе (мультпросвете) и пользуется для изготовления фаз той же прозрачной бумагой (под пергамент) стандартного размера кадра, что и художник-мультипликатор и прорисовщик.
Прежде чем приступить к непосредственному рисованию, фазовщик знакомится с типажем и компоновками. После ознакомления с компоновками и экспозиционным листом он проверяет в беседе с художником-мультипликатором свое понимание замысла в решении действия каждой сцены.
Приступая к изготовлению рисунков, фазовщик зажигает свет под матовым стеклом мультпросвета, надевает на штифты две рядом расположенные компоновки, помещая ближнюю внизу, а дальнюю - сверху, накладывает поверх этих компоновок чистый лист бумаги и ставит на нем средний номер. Так, например, если компоновки имеют номера 1 и 5, то первая (№ 1) помещается внизу, последняя (№5) над ней, а чистый лист, наложенный поверх компоновки, будет иметь № 3. Затем фазовщик быстро перелистывает обе компоновки, чтобы получить ощущение движения и представление о пути направления действия.
Для более полного, цельного представления о кривой движения между двумя смежными компоновками фазовщик не ограничивается только ими, а изучает направление движения по большему количеству близко расположенных компоновок. Так, например, для изготовления промежуточных фаз между компоновками 11-й и 17-й он рассматривает и изучает направление движения между 5-й и 23-й компоновками. Этот более расширенный диапазон движения облегчает нахождение правильных промежуточных положений на короткой траектории между двумя смежными фазами.
Если движение равномерно, промежуточная фаза будет находиться на полпути между двумя смежными компоновками. Получив, таким образом, промежуточную фазу между 1-й и 5-й компоновками, фазовщик этим же методом находит средние положения между 1-й и 3-й и между 3-й и 5-й фазами. Такой метод называется "фазовкой по средней" и является наиболее легким для работы фазовщика (рис.21).
Рис. 21. Лошадь поднимает переднюю ногу, сгибая ее в колене - 1 и 3 компановки; положение 2, изображенное пунктиром - промежуточная фаза.
Не всегда кривая движения делится на равные части по хронометражу, и не всегда, следовательно, среднее положение будет находиться на равном расстоянии между двумя фазами. Ритм движения включает моменты замедления, ускорения и статики. Если не все эти-моменты нашли свое выражение в компоновках и оставлены для отражения в фазовке, художник дает указание, где следует замедлить или убыстрить движение.
Фазовщик в своей работе встречается в основном с двумя категориями движения: с двухмерным движением, то есть силуэтным, профильным или плоскостным, и с трехмерным - объемным или перспективным, кривая которого лежит под углом к плоскости экрана. Первая категория движения создает наиболее благоприятные условия для фазовки по средней.
Для второй категории фазовка по средней неприемлема, так как равные отрезки на кривой движения по перспективе проектируются на плоскость экрана неравными частями. Для облегчения работы фазовщика при изготовлении фаз в подобных сценах художник-мультипликатор наносит на компоновку цветным карандашом линию движения, по которой пойдут фазы между компоновками, либо делает цветным карандашом вспомогательную фазу на отдельном листе бумаги, обозначая ее порядковым номером.
Вспомогательная фаза делается и в тех случаях, когда все основное движение персонажа протекает более или менее равномерно, а какая-нибудь часть его корпуса меняет форму или скорость движения. Так, например, при полете птицы ее корпус от 1-й до 9-й компоновки движется почти равномерно, а крыло от 1-й к 3-й фазе совершает остаточное движение по инерции. Далее, от 3-й до 9-й фазы движение опять почти равномерно. В подобных сценах художник-мультипликатор делает вспомогательную 3-ю фазу, а вместо рисования корпуса делает надпись: "Остальное фазуется обычно".
Чтобы фазовщик не затруднялся в нахождении кривой движения в перспективе, художник-мультипликатор изготовляет схему движения для фазовки по проекции.
Для облегчения работы фазовщика по нахождению правильных артикуляционных фаз движения при произнесении реплик мультипликатор прилагает к своим компоновкам по сцене, содержащей диалог, рисунки рта персонажа, в которых указано, где рот персонажа должен быть открыт, где закрыт, а где полуоткрыт.
Фазовщик придерживается принципа, что действие всегда движется по плавной кривой. Прямые углы и прямые линии создают при одушевлении "трясучий" эффект, делают действие недостаточно плавным. Иногда такой эффект желателен, если персонаж получает сильный удар или при быстром движении внезапно сталкивается с препятствием. В этих случаях фазовщик следует за компоновками художника-мультипликатора, применившего для изображения подобного действия угловое движение.
Сохранение в мультипликационном рисунке плавных, закругленных линий вовсе не обязательно. Это зависит от намерений авторов фильма. В ряде фильмов применяются прямые линии и прямые углы, и это нисколько не мешает качеству движения.
Для полной завершенности рисунков фазовщик тщательно следит за тем, чтобы зарисовать все, что обозначено в прорисованных компоновках. Если он пропустит в какой-либо фазе морщинку, пятнышко, полоску и т.п., то это вызовет мерцание на экране. Когда готовые рисунки перейдут в дальнейшую обработку, контуровщик будет наносить на целлулоид только обозначенные на фазе детали.
И если что-нибудь было пропущено даже в одном или двух рисунках, контуровщик автоматически пропустит это так же, как и заливщик, который закрашивает контурные рисунки.
В построении промежуточных рисунков в их надлежащем соотношении к компоновкам фазовщик использует черновую фазовку, которая была изготовлена для черновых проб (сцена, сделанная начерно, снимается на пленку для проверки качества движения). Просмотр черновых сцен особенно помогает фазовщику, когда ему приходится изготовлять промежуточные фазы между далеко отстоящими на кривой движения компоновками, как, например, между 1-й и 5-й, где расстояние между компоновками занимает 3-я промежуточная фаза движения.
В процессе фазовки для сокращения времени и труда используются статические элементы рисунка в движении.
Статика наблюдается в тех сценах, где некоторая часть тела персонажа остается неподвижной, в то время как остальные части находятся в движении. Многократно повторяющуюся неподвижную часть рисуют один раз на отдельном слое. Действующие части фазуются на другом слое, а при контуровке рисунок соединяется путем наложения действующего слоя на неподвижный по уровню совпадающих очертаний. Единственным неудобством этого метода служит то обстоятельство, что если оставить неподвижную часть рисунка на длительный промежуток времени, то она примет безжизненный вид. Поэтому художники-мультипликаторы ограничивают по мере возможности применение этого экономного метода.
Если же какая-то часть персонажа остается в том же положении на протяжении нескольких кадров, например, когда нога персонажа остается на одном месте в нескольких рисунках, а все остальное движется, то статическая часть повторно не рисуется и не выносится на отдельный слой, но фазовщик дает указание контуровщику обратиться к рисунку ноги в последней фазе, где она обозначена.
Эти приемы используются также для сокращения излишнего рисования в цикловых действиях, где какая-то часть персонажа претерпевает изменения в положении, а другие находятся в цикловом движении, что лишает возможности использовать все без исключения фазы цикла для повторной съемки.
В процессе работы фазовщик находится в контакте с художником сцены, который в случае сомнений или неясности в фазовке дает необходимые разъяснения.
После проверки сцены, если в ней не обнаружено дефектов, требующих исправлений, она передается для просмотра художнику-постановщику и после его одобрения поступает в контуровку.
Готовность сфазованной сцены определяется:
1) наличием всех фаз сцены, обозначенных в экспозиционном листе;
2) наличием принадлежащих к сцене неподвижных слоев со статическими элементами рисунка, шкалами, схемами и пр.
3) чистотой и законченностью линейного рисунка, ясностью очертаний и зарисовкой всех деталей, изображенных в прорисованной компоновке;
4) соответствием характеру движения, установленного в компоновках;
5) сохранением внешнего сходства персонажа с эталонами типажа, представленными режиссерской группой.