Одушевление рисованных героев мультфильма
Процесс превращения статических рисунков персонажей в действующих героев - один из решающих этапов производства художественного мультипликационного фильма.
Функция одушевления персонажа в мультфильме, по существу, та же, что и функция актера в натурно-художественном фильме. Только методы осуществления этой функции различны.
В процессе одушевления персонажа художник встречается с различными характерами, настроениями, психологическими моментами и всевозможными ситуациями, которые должны найти свое внешнее выражение в состоянии, поведении, реакции и действии персонажа при его общении с окружающей средой и другими действующими лицами.
Но задача художника-мультипликатора осложняется тем, что в отличие от актера, исполняющего одну роль в картине, мультипликатору (одушевителю) в большинстве случаев приходится "исполнять" одновременно несколько ролей и решать, таким образом, вопросы режиссерской компетенции по взаимодействию персонажей в "разыгрываемой" им сцене.
Выполнение этой своеобразной актерской функции предъявляет к художнику-мультипликатору, в дополнение к его основной квалификации рисовальщика, целый ряд специфических профессиональных требований: большой наблюдательности, хорошей зрительной памяти, конкретного мысленного представления о всевозможных проявлениях человеческого характера, достаточного знакомства с природой, знания анатомии человека и животных, обладания чувством времени и ритма, знания техники одушевления персонажей, а также специфики технологического процесса производства мультипликационного фильма.
Эта многосторонняя квалификация художника-мультипликатора дает возможность лучше раскрыть жизненно правдивые образы сценария.
Ознакомившись с заданием режиссера по сцене, его трактовкой образов и характером действия, связанного со сценарием, художник прослушивает фонограмму диалога участвующих в сцене персонажей и музыку, если действие сцены предусмотрено в музыкальном ритме.
Если в подготовительном периоде проводились вспомогательные натурные съемки, художник-мультипликатор просматривает на экране или на специальном аппарате, проектирующем изображение с пленки, позитив заснятой сцены.
Приступая к работе над сценой, художник-мультипликатор детально разрабатывает действие, его направление и темп, а также распределяет по времени каждое движение персонажей и все акцентирующие моменты в их действии.
Действие персонажа распадается на отдельные элементы движения - фазы, неравноценные по своему значению для решения характера движения.
Существуют фазы основные (компоновки), определяющие характер и направление движения, и фазы промежуточные. Художник-мультипликатор изготовляет только компоновки, а художники-фазовщики исполняют промежуточные фазы. В небольших кинолюбительских коллективах все фазы (основные и промежуточные) выполняет один художник-мультипликатор.
Правильное нахождение местоположения компоновки в пространстве, на кривой движения,- основа расчета движения (рис. 12).
Рис. 12. Схемы движения лошади. Ходьба и рысь.
Количество компоновок предварительно не определяется, так как оно выявляется в результате тщательного анализа художником-мультипликатором содержания и образа действия персонажей в сцене. В сценах с быстро изменяющимся действием количество компоновок будет значительно больше, чем в сценах с плавным развитием действия.
Нахождение компоновок в движении - основной творческий момент в работе художника-мультипликатора после актерского решения действия персонажей. Непосредственное рисование компоновки представляет для него второстепенную техническую задачу.
Компоновки, расположенные в последовательном порядке, раскрывают содержание действия. Для этого рисунки на бумаге нужно быстро перелистывать, представляя себе мысленно пропущенные фазы. Этот метод требует практического навыка.
Компоновки изготовляются художником-мультипликатором в черновых карандашных набросках, которые он в ходе работы изменяет и улучшает в отношении правильности и выразительности найденного положения, позы, мимики и жеста персонажа. Чистовой законченный рисунок выполняет художник-прорисовщик.
Художник-мультипликатор так же, как и художники последующих графических цехов, работает на листах прозрачной бумаги (под-пергамент) установленного размера. На листах пробиты отверстия (три сверху и два с левой стороны), совпадающие по размеру и расположению со штифтами мультпросвета, предназначенными для точной фиксации рисунков.
Для удобства в работе художник-мультипликатор выносит действие основных персонажей на отдельные листы, или так называемые "слои".
Работа художника на нескольких слоях избавляет от необходимости рисовать все действия различных персонажей на одном листе бумаги. Поскольку некоторые персонажи в сцене двигаются совершенно независимо, а другие - остаются неподвижными в продолжение различных отрезков времени, изготовленные на бумаге карандашные фазы, перенесенные в дальнейшем на прозрачные целлулоидные листы, позволяют комплектовать кадр для съемки из нескольких слоев.
Учитывая, что каждый дополнительный слой целлулоида, наложенный при съемке на бумажную декорацию (фон), уменьшает прозрачность кадра и яркость цветного изображения, количество слоев, применяемых в производстве киностудий, ограничено двумя-тремя листами, а в исключительно редких случаях - четырьмя.
Это, однако, не ограничивает художника-мультипликатора, который может в процессе разработки действия сцены использовать большее количество слоев. Но в процессе контуровки (перевода тушью карандашного чистового рисунка на листы целлулоида) количество слоев сводится к двум, максимально трем листам.
При расчете количества слоев в сцене художник-мультипликатор устанавливает порядок расположения слоев в кадре. Так, действие, происходящее на заднем плане или позади другого действия, помещается на нижнем слое, а действие, происходящее на переднем плане, помещается на верхнем слое.
Устанавливая порядок расположения слоев, художник-мультипликатор должен учитывать и технические условия комплектования кадра в съемке, при которой рисунки со статическими моментами в действии персонажей не рекомендуется помещать в верхнем слое. При непрерывной смене нижних слоев с меняющимися фазами движения верхний слой неизбежно снимается и снова каждый раз одевается на штифты, что приводит к расшатыванию отверстий верхнего листа и вследствие этого к неустойчивости статического рисунка в кадре.
Действие может перемещаться с одного слоя на другой, но прибегать к этому нужно только в случаях крайней необходимости, так как перемещение слоев несколько искажает цвет. Это понятно, так как фаза, находившаяся на нижнем слое, темнее фазы, расположенной сверху.
Для достижения единой световой прозрачности и тональности в цветном изображении кадра применяются "бланкеты" (чистые листы целлулоида). При съемке бланкетами дополняют недостающие слои в тех сценах, которые по количеству действующих лиц или эффектов рассчитаны на меньшее число слоев, чем другие сцены.
Черновые рисунки крайних фаз движения художник-мультипликатор нумерует в экспозиционных листах порядковыми числами и обводит их цветным карандашом. Слои нумеруются в порядке их расположения в кадре. Так, самый нижний - ближний к фону слой - считается первым, самый верхний - в трехслойной сцене - третьим.
Наряду со своими компоновками и слоями художник-мультипликатор записывает расчеты в экспозиционный лист, который служит инструктивным документом для всех последующих этапов работы, начиная от прорисовки и кончая съемкой фильма. Поэтому умение записать сцену так, как она задумана в движении, имеет не менее важное значение, чем разработка действия графических: образов.
Неправильная запись может в дальнейшем исказить движение до неузнаваемости.
Разработанная вчерне сцена передается в черновую, фазовку для пополнения ее недостающими промежуточными фазами. Готовую сцену снимают на пленку и просматривают на экране.
Предложенные режиссером и художниками на просмотре изменения и исправления отдельных мест в движении или по всей сцене в целом выполняются художником-мультипликатором и исправляются в черновой фазовке; затем сцену снова снимают на пленку и вторично просматривают на экране.
Так как качество исполнения промежуточных фаз может влиять на качество разработанной в движении сцены, художник-мультипликатор просматривает каждую сфазованную вчерне сцену до передачи ее оператору для съемки пробы.
Вторичная черновая фазовка, как правило, обязательна, так как без нее невозможно проверить сделанные художником-мультипликатором исправления отдельных моментов движения после просмотра первой пробы фильмов.
Наличие в рисовальном столе вертящегося круга с просветом (подсвеченным снизу через матовое стекло) дает возможность художнику-мультипликатору устанавливать лист в любом положении, а также проверять крайние фазы движения персонажей, изображенных в разных слоях, в их примерном совмещении и взаимодействии в кадре.
После пробы нужно внести все необходимые исправления, замеченные при просмотре. Исправление ошибок после прорисовки и чистовой фазовки влечет за собой дорогостоящие поправки.
Окончательно одобренная художником сцена передается в прорисовку. Прорисованная фаза - это чистовой рисунок художника.