Кукольные мультипликационные фильмы
Появление первых кукольных фильмов, сделанных методом мультипликации, относится к сравнительно недавнему времени - 1911-1912 годам. Если кино в целом считается молодым искусством, то кукольная мультипликация - самая молодая область кинематографии.
В марте 1912 года на экранах Москвы появился фильм, тогда еще никому не известного художника В.Старевича. Этот первый фильм, сделанный методом объемной мультипликации, еще незнакомым ни в России, ни за границей, произвел сенсацию. Фильм назывался "Прекрасная Луканида" или "Война рогачей и усачей".
Словно живые на экране двигались и талантливо "играли" свои роли миниатюрные объемные жучки. Восторженный прием, с которым была встречена эта оригинальная картина, окончательно определил судьбу бывшего чиновника Виленской казенной палаты, художника-самоучки Старевича.
В.Старевич - человек широко одаренный - сразу же после первой картины приступил к созданию следующей, выполняя одновременно работу сценариста, художника конструктора кукол и оператора. Он обладал огромной фантазией и изобретательностью. Миниатюрные куклы Старевича были очень подвижны и выразительны.
Техника кукловождения в фильмах была настолько совершенна, что зритель принимал искусственных насекомых и жучков за подлинных. Не только дети, но и взрослые задавали вопрос о персонажах Старевича: "Мы знаем, что они живые, но как же он их дрессирует?" После успеха "Прекрасной Луканиды" Старевич развернул большую работу на студии кинопредпринимателя Ханжонкова и приступил к созданию следующих картин: "Авиационная неделя насекомых" и "Рождество обитателей леса".
Повседневный кропотливый и умный труд талантливого художника довел до совершенства движение и "игру" маленьких кукольных "актеров". Старевич наделил своих героев точными и выразительными характерами, а глубокое знание природы позволило ему добиться естественного движения персонажей.
Фильмы Старевича не были натуралистичны. В метафорической, басенной форме они воплощали темы значительные и были намного выше идейно-художественного уровня кинорепертуара тех лет. Огромным успехом пользовалась картина Старевича "Стрекоза и Муравей". Прокатные конторы наперебой торопились закупить картину, когда она еще снималась. Фильм с триумфом обошел экраны России, вызвал восторженные отклики в Америке и Европе.
Так, в мировую кинематографию пришла объемная мультипликация. Ее первый режиссер и художник, конструктор уникальных кукол Владислав Старевич создал более ста фильмов и до сих пор продолжает работать. Картины, созданные Старевичем, пользуются исключительным вниманием и любовью зрителя.
После фильмов Старевича в развитии отечественной кукольной мультипликации наступил большой перерыв. Метод объемной мультипликации, разработанный Старевичем, долго искал художественного воплощения.
Значительное развитие в двадцатые годы получила плоская марионетка. Из плотной бумаги делалась марионетка, сочленения которой соединялись шарнирами. На заготовленный фон укладывали плоскую фигурку персонажа и кадр за кадром экспонировали на пленку.
Бесспорное преимущество этого метода заключалось в том, что он избавил художников от изготовления бесчисленного количества рисунков-заготовок. Передвигая по фазам подвижные конечности марионетки и снимая эти фазы на пленку, художник-мультипликатор непосредственно под аппаратом создавал "игру" своего героя.
В последующем развитии марионетка утвердила себя как самостоятельный художественный раздел кукольной мультипликации.
Принципиальным сторонником новой техники плоской марионетки был украинский мастер В.Левандовский. Он сделал три немых мультипликационных фильма, в которых сумел добиться естественности, плавности, выразительности весьма ограниченных движений персонажей. Интересны были фильмы Левандовского и по графической характеристике среды, в которой протекало действие. Конкретная среда была трактована плоскостнои не вступала в противоречие с плоскостностью самих марионеток.
Левандовский первым из советских мультипликаторов стал проверять движение своих героев зафиксированными на пленку движениями марионеточной фигурки героя. Он проецировал на станок необходимую ему фазу движения человека или животного и на проецированное изображение накладывал плоскую марионетку. Этот прием позволил Левандовскому передать на экране самые сложные движения персонажей. Для мультипликации тех лет (1920-1930) это было большим достижением. В дальнейшем Левандовский перешел на работу с объемными куклами в коллектив А.Птушко на киностудию "Мосфильм".
Объемная мультипликация развивалась у нас в двадцатые годы значительно слабее, чем графическая. Мультипликаторы-кукольники не имели прочной художественной основы для своих опытов. Образная природа кукольной мультипликации не была выяснена, связи с кукольным театром были чрезвычайно слабые, а опыт первых фильмов Старевича носил скорее технический, чем художественный характер.
В период с 1927 по 1930 год разными группами было создано одиннадцать маленьких фильмов.
Первым советским объемно-мультипликационным фильмом, в котором в одном кадре были совмещены актер и Кукла, был фильм "Приключения Болванки", сделанный Ю.Желябужским. Мультипликационное движение куклы осуществляла в фильме М.Бендерская, впоследствии много работавшая как режиссер и кукловод объемной мультипликации.
В студии "Межрабпомфильм" она поставила еще два объемно-мультипликационных фильма: "Мойдодыр" и "Приключение китайчат".
В эти годы к мультипликаторам-кукольникам пришел пионер советской графической мультипликации Ю.Меркулов. Этот художник посвятил себя созданию маленьких политических плакатов на злободневные темы. Актуальность его фильмов определила их большой успех у широкой публики.
В дальнейшем Меркулов начал работать с постоянным объемным персонажем - Братишкиным. Ему помогал А.Птушко, художник, возглавивший в следующее десятилетие всю работу по объемной мультипликации.
В тридцатые годы кукольная мультипликация добилась значительных успехов. Во многом этому способствовал приход в кино замечательного мастера кукольного театра С. Образцова.
На основе эстрадных кукольных представлений С. Образцова были сделаны четыре фильма. В 1931 году "Дьяк и баба" и "Минуточка", а в 1933 году еще два - "Хабанера" и "Глядя на луч пурпурного заката".
Первые два короткометражных фильма не содержали ничего нового для объемной мультипликации.
Два других фильма представляли принципиальный для объемной мультипликации интерес, как попытка подлинно кинематографического воплощения кукольного персонажа. Работа над этими фильмами, проделанная С.Образцовым совместно с молодым режиссером А.Мазуром, подготовила дальнейшее развитие кукольного кино.
В области собственно объемной мультипликации наиболее интересной была работа творческого коллектива А.Птушко. Обладая хорошими техническими способностями, А.Птушко еще в начале своей кинематографической деятельности разработал множество конструкций мультипликационной куклы.
В течение нескольких лет он ставил небольшие фильмы, упорно экспериментировал и добился выразительной "игры" кукольных персонажей. Пожалуй, он был наиболее последовательным приверженцем объемной мультипликации и, выступив в 1932 году с фильмом "Властелин быта", снискал заслуженный успех у зрителя.
Следующая работа А.Птушко - полнометражный фильм "Новый Гулливер" - объединила усилия всех художников-кукольников и явилась своеобразным итогом, обобщением опыта развития объемной мультипликации. Использовав мотивы известного романа Д.Свифта, сценарист Г.Рошаль и режиссер А.Птушко создали острый и забавный гротеск на современное буржуазное общество.
В работе коллектива Птушко раскрылись интересные возможности объемной мультипликации. "Новый Гулливер" был значительным явлением советского киноискусства тридцатых годов и одним из самых удачных его опытов в области политической сатиры и гротеска. Фильм "Новый Гулливер" оказал огромное влияние на развитие зарубежной объемной мультипликации.
Война прервала работу художников-кукольников, и только в 1952 году киностудия "Союзмультфильм" возобновила производство объемно-мультипликационных фильмов. Режиссеры студии не имели еще опыта работы с куклами, поэтому фильмы, сделанные в период с 1952 по 1956 год, носили экспериментальный характер. И только один из последних фильмов этого времени отличался цельностью режиссерского замысла и высоким профессиональным мастерством. Речь идет о фильме С.Образцова и молодого режиссера Натансона "Небесное создание".
Фильм "Небесное создание" по своему материалу близок к кукольным спектаклям Образцова. В этой кинематографической постановке, как и в театральных работах Образцова, был изображен эстрадный концерт, вернее, остроумная пародия на эстрадную программу.
Однако Образцов стремился разрешить в фильме более сложную, чем просто пародия на отдельных исполнителей, художественную задачу: высмеять самоуспокоенность и зазнайство некоторых актеров, слепую веру в актерские "имена", идолопоклонство части публики перед знаменитостями. Огромный опыт кукольника, прекрасный вкус и высокий профессионализм позволили Образцову эффектно воплотить свой замысел на экране.
При создании действующих лиц фильма Образцов избежал и другой ошибки, столь распространенной у кукольников - натуралистического толкования кукольного персонажа.
Сходство кукол, их движений и мимики с живыми актерами нигде не обращалось в тождество. В картине была использована главным образом техника "тростевых" кукол, широко применяющаяся в театре. Для съемки общих планов тростевые куклы подменялись шарнирными, объемно-мультипликационными куклами. Фазы кукол-дублей строились по предварительно заснятому на пленку движению актера.
Благодаря такому контролю удалось добиться пластически совершенной "игры" кукольных персонажей. Операторы И.Голомб и Г.Пышкова творчески отнеслись к съемке этого фильма. Учитывая, что кукольный образ читается с экрана труднее, чем актерский, и природа кукольного зрелища условна, операторы искали простых и выразительных композиций. Можно без преувеличения сказать, что фильм "Небесное создание" явился одной из наиболее серьезных удач объемной мультипликации того времени.
Дальнейшая работа мультипликаторов-кукольников проходила в поисках художественной специфики объемной мультипликации, образной природы кукольного кинематографа.
Несмотря на 50-летнее существование объемной мультипликации, художники еще плохо знали возможности и язык этого искусства.
Фильмы последних лет отмечены смелыми и самостоятельными поисками художественных возможностей кукольного кино. Значительно расширился круг тем, воплощаемых средствами объемной мультипликации. Выявив свой собственный образный язык, мультипликаторы-кукольники заново открыли для себя поэтическое наследие Маяковского, весь мир чудес русской народной сказки. Возросла изобразительная культура этого вида киноискусства. Преодоление натуралистических тенденций, поиски образной правды своего искусства позволили художникам осуществить целый ряд удачных постановок.
Режиссеры А.Каранович, Р.Качанов и художник В.Соболев с большим вкусом экранизировали романтическую сказку Назыма Хикмета "Влюбленное облако". Фильм был отмечен премией на Международном фестивале в Аннеси (Франция) в 1960 году.
Заслуженным успехом у юного зрителя пользуются фильмы режиссеров В.Дегтярева, Р.Качанова, В.Курчевского.