Урок З. Быстрый старт: монтаж простого фильма
Проиллюстрируем основные принципы работы в Premiere на примере создания простого фильма. Большинство совершаемых операций мы приведем без чрезмерных пояснений, учитывая, что соответствующим приемам монтажа будут посвящены последующие уроки книги.
3.1. Подготовка к монтажу фильма
Посвятим этот урок линейному монтажу простого фильма, что позволит получить первые навыки по работе в Premiere.
3.1.1. Создание нового проекта
Начнем монтаж фильма с "чистого листа", создав для этого новый пустой проект:
В результате в окне Premiere откроется новый проект, название которого будет отображено в заголовке главного родительского окна Premiere. Проект уже содержит пустой фильм Sequence 01, монтаж которого мы будем осуществлять на данном уроке.
Перед тем как начать монтаж, настроим интерфейс программы, чтобы иметь возможность проводить редактирование с большим удобством. Для этого в Premiere имеется специальное средство, называемое установками рабочей области окна (workspace). В зависимости от характера предполагаемых действий бывает удобно расположить многочисленные дочерние окна в определенном порядке. Несколько соответствующих установок встроено в программу разработчиками Adobe Premiere — мы воспользуемся одной из них.
Рис. 3.1. Начните с настройки комфортабельности рабочей области Premiere при помощи команды Window>Workspace
В верхнем меню Window (Окно) наведите указатель мыши на пункт Workspace (Рабочая область) и в появившемся подменю выберите установку Editing (Монтаж).
После этого места расположения и размеры дочерних окон перестроятся в соответствии с выбранной установкой рабочей области и станут примерно такими, как показано на рис. 3.1.
3.1.2. Импорт клипов в проект
Как уже было сказано на прошлом уроке, перед монтажом фильма необходимо добавить в проект его исходные составляющие — видео- и аудио клипы. Этот процесс называется в Premiere импортом. Импортируем в проект все необходимые файлы.
После этого диалоговое окно Import (Импорт) закроется, а все клипы окажутся в окне Project (Проект) (рис. 3.3). Напомним еще раз, что после импорта мы будем называть импортированные файлы клипами (с теми же самыми именами), подчеркивая, что они стали частью нашего проекта.
Если вы не работали с предыдущими версиями Premiere, и перечисленных файлов у вас нет, то можно использовать любые другие, имеющиеся у вас на компьютере файлы подходящих форматов. Надо лишь, чтобы их содержимое хотя бы в общих чертах соответствовало сценарию фильма (см. разд. 3.2.1). Для того чтобы вам было удобнее разбираться в описании основных приемов работы с Premiere, можно предварительно переименовать ваши файлы, дав им названия Boys.avi, Cyclers.avi и т. д.
Рис. 3.2. В диалоговом окне Import удобно использовать представление файлов в виде миниатюр (для ОС Windows XP)
Рис. 3.3. Файлы импортированы в проект в виде клипов
Для того чтобы наша работа не пропала, не забывайте периодически сохранять проекты (подобно тому, как вы сохраняете файлы с документами Microsoft Word) — выберите в верхнем меню File>Save (Файл>Сохранить).
3.1.3. Просмотр исходных клипов в окнах Project и Monitor
Мы будем составлять простой фильм из нескольких только что импортированных клипов. Предварительно имеет смысл просмотреть исходные клипы, чтобы определиться со сценарием фильма. Для этого выполните следующие действия:
Рис. 3.4. Предварительный просмотр содержимого клипов возможен в миниатюре в окне Project
Рис. 3.5. Атрибуты клипов просматриваются в соответствующих столбцах окна Project
Рис. 3.6. Просмотр клипа в окне Monitor
Примечание 1: Как вы помните, правая часть окна Monitor (Монитор) предназначена для просмотра фильмов.
Примечание 2 — для пользователей предыдущих версий: В предыдущих версиях программы Premiere исходные клипы можно было открывать и в отдельных окнах Clip (Клип). В версии Premiere Pro клипы открываются только в левой части окна Monitor (Монитор).
3.2. Монтаж фильма
Составляющие фильма импортированы в проект, и можно приступать к его монтажу из подготовленных клипов. Создадим простой десятисекундный фильм из заставки, двух видеоклипов и музыкального фрагмента.
3.2.1. Сценарий
Теперь, когда вы представляете себе содержимое клипов, сочиним простой сценарий фильма. Мы предлагаем следующую последовательность планов:
Пускай общая длительность фильма определяется длительностью первых двух участков музыки.
Для того чтобы вставить исходный клип в фильм, необходимо перенести его из окна Project (Проект) в окно Timeline (Монтаж) при активной закладке нужного фильма. После этого можно будет отредактировать клип желаемым образом.
В окне Timeline (Монтаж) клипы размешаются на треках, или дорожках, т. е. горизонтальных полосах, расположенных вдоль линейки времени. Окно Timeline (Монтаж) содержит треки двух типов: видео- и аудиотреки. Все аудиотреки равнозначны (порядок их следования не имеет значения), поскольку звук со всех аудиотреков микшируется в одинаковой пропорции. Напротив, порядок расположения видеотреков играет ключевую роль в формировании фильма. Итоговое изображение кадра фильма образуется благодаря наложению видеотреков друг на друга в том порядке, в котором они расположены в окне Timeline (Монтаж) — снизу вверх. Конечно, для того, чтобы изображение с нижних треков "проступало" в кадре фильма, для верхних треков должен быть назначен соответствующий режим прозрачности, либо они должны быть масштабированы определенным образом. При монтаже простого фильма мы не будем касаться этих возможностей программы Premiere, оставив их рассмотрение до будущих глав.
3.2.2. Монтаж заставки
Начнем создание фильма с монтажа заставки:
Теперь клип вставлен в окно Timeline (Монтаж) и является частью фильма. Клип, вставленный в окно Timeline (Монтаж), называют также экземпляром клипа, чтобы отличать от исходного мастер-клипа из окна Project (Проект). Обратите внимание, что измененный кадр фильма, который уже содержит изображение статического клипа, показывается в окне Monitor (Монитор) (рис. 3.8). В этом окне можно как проиграть фильм при помощи типичных кнопок управления воспроизведением, так и переместить текущий кадр на другое место фильма (при помощи активной надписи тайм-кода, на которую наведен указатель мыши на рис. 3.8).
Рис. 3.7. Перенос статического клипа в окно Timeline
Рис. 3.8. Просмотр текущего кадра фильма осуществляется в правой половине окна Monitor
Внимание: Запомните, что в правой половине окна Monitor (Монитор) вы видите модельный кадр из фильма в уже смонтированном виде. Если окно Monitor (Монитор) находится в режиме показа двух кадров, то кадр фильма показан справа, а кадры исходных клипов — слева.
Рис. 3.9. Изменение масштаба времени в окне Timeline осуществляется при помощи специального ползункового регулятора
Несмотря на то, что клип с заставкой — это статическое изображение, он размешается в окне Timeline (Монтаж) с некоторой длительностью. Согласно нашему сценарию, заставка должна длиться в течение трех первых секунд фильма, т. е. другое время, нежели то, которое пока получается в окне Timeline (Монтаж). Для удобства редактирования длительности клипа, возможно, вам стоит изменить масштаб временной шкалы.
При помощи перетаскивания ползунка регулятора масштаба времени в нижней части окна Timeline (Монтаж) влево или вправо подберите желаемый масштаб шкалы времени (рис. 3.9). Для тех же целей можно использовать и кнопки увеличения и уменьшения масштаба, расположенные по бокам от данного регулятора.
Чтобы отредактировать длительность заставки, воспользуемся соответствующим инструментом.
Проделанная процедура называется подгонкой, или изменением длительности клипа.
Рис. 3.10. Изменение длительности заставки производится перетаскиванием края клипа инструментом Selection
3.2.3. Монтаж звука
Перейдем к монтажу звукового клипа. Нам предстоит также перенести его в окно Timeline (Монтаж) и уменьшить его длительность, оставив в фильме лишь начальную часть клипа. Попутно мы будем настраивать окно Timeline (Монтаж), подбирая наиболее удобный вид этого окна для нашей работы. Для этого выполните следующие шаги:
Рис. 3.11. Подберите удобное соотношение размеров видео- и аудиотреков, перетаскивая линию их раздела
Рис. 3.12. Перенесите звуковой клип на аудиотрек окна Timeline
Рис. 3.13. Удалите пустые аудиотреки, чтобы они не загромождали окно Timeline
Рис. 3.14. Разверните график громкости звука для аудиотрека
Теперь обратимся к редактированию длительности клипа в фильме. По графику интенсивности звука легко идентифицировать различные участки с громким и тихим звучанием. Согласно сценарию, нам следует обрезать клип перед вторым тихим фрагментом (т. е. примерно на 12-й секунде). Уменьшить длительность клипа можно описанным выше (для статического клипа-заставки) способом, перетаскивая его правую границу влево инструментом Selection (Выбор) до нужной отметки на шкале времени. Однако мы поступим несколько по-другому, чтобы научиться вырезать из клипа ненужные фрагменты. Выполните следующие действия:
Рис. 3.15. Для разрезания клипа выберите инструмент Razor
Рис. 3.16. Разрежьте клип щелчком инструментом Razor в соответствующем месте клипа
Рис. 3.17. Удалить клип из фильма можно при помощи команды Clear контекстного меню
Рис. 3.18. Результат удаления второго клипа с аудиотрека
3.2.4. Монтаж видео
Перейдем к монтажу видеоклипов. Выполните следующие шаги:
Примечание: Можно было избавиться от пустого промежутка вручную, просто перетащив клип Fastslow.avi влево инструментом Select (Выбор). Для этого следует нажать левую кнопку мыши в середине клипа и, удерживая ее, перемещать клип влево вдоль трека до момента его стыковки с клипом Cyclers.avi.
Рис. 3.19. Отрегулируйте длительность видеоклипа инструментом Select
Рис. 3.20. Удалите со сдвигом пустой промежуток между видеоклипами при помощи команды Ripple Delete
3.2.5. Создание эффекта перехода
Добавим теперь спецэффект перехода, т. е. реализуем смену планов клипа Cyclers.avi клипом Fastslow.avi. Для этого:
Рис. 3.21. Откройте в палитре Effects папку с эффектами переходов Video Transitions
Рис. 3.22. Для настройки перехода перетащите его из палитры Effects на клип в окне Timeline
Рис. 3.23. Просмотр кадра фильма с переходом в окне Monitor
Таким образом, теперь при переходе действия между двумя видеоклипами создан спецэффект растворения.
Пользователям предыдущих версий: В предыдущих версиях программы Premiere переходы настраивались на специальных треках переходов при помощи палитры Transitions (Переходы). В Premiere Pro переходы организованы в виде эффектов, что намного удобнее.
3.3. Просмотр и экспорт фильма
Просмотр фильмов в окне Monitor (Монитор) программы Premiere может осуществляться двумя способами:
Рис. 3.24. В процессе рендеринга фильма для его предварительного просмотра отображается окно Rendering Files
Для сохранения фильма во внешнем файле выполните следующие действия:
Рис. 3.25. При экспорте фильма необходимо задать название и месторасположение файла в окне Export Movie
Рис. 3.26. После завершения экспорта созданный файл добавляется в проект, и его можно просмотреть в области клипов окна Monitor
Таким образом, мы полностью выполнили сценарий по монтажу простого фильма из некоторых клипов и познакомились на его примере с основными этапами создания фильмов в Premiere.