Урок 13. Применение эффектов

Этот урок является продолжением урока 12, на котором был начат рассказ о спецэффектах в Premiere, и содержит сведения о типовых задачах нелинейного монтажа и, соответственно, конкретных способах применения эффектов для их решения. Не будем отвлекаться на объяснение приемов работы с эффектами, т. к. соответствующие особенности интерфейса были детально рассмотрены на прошлом уроке.

13.1. Типы эффектов

На уроке 12 мы уже касались того, что при помощи палитры Effects (Эффекты) могут назначаться различные видео-, аудиоэффекты и переходы между клипами, которые в версии Premiere Pro являются, фактически, разновидностью эффектов. По типу совершаемых действий спецэффекты можно разделить на следующие группы:

Рис. 13.1. Видеоэффекты в палитре Effects

Коротко перечислим названия папок со стандартными эффектами, находящимися в палитре Effects (Эффекты) (рис. 13.1), и скажем несколько слов об их специфике.

Примечание: Типы переходов перечислены в разд. 13.2.4.

13.2. Переходы

Переходами (transitions) называют спецэффекты, заключающиеся в смене специальным образом либо изображения одного видеоклипа другим (рис. 13.2), либо звука одного аудиоклипа звуком другого. Создать переход можно несколькими различными способами.

Рис. 13.2. Переход между клипами (коллаж кадров фильма): средний кадр содержит изображения обоих клипов, наложенные на друга

13.2.1. Создание перехода перетаскиванием

Чтобы создать переход между двумя клипами:

  1. Расположите два клипа, между которыми вы собираетесь добавить переход, на одном треке. Позаботьтесь о том, чтобы за пределами выходной точки первого клипа и/или входной точки второго находились кадры, которые могут быть использованы для перекрытия клипов при создании перехода.
  2. Рис. 13.3. Вставка перехода в фильм

  3. Выберите переход в палитре Effects (Эффекты) и перетащите его на трек, на котором расположены клипы, не отпуская кнопки мыши (рис. 13.3).
  4. Как только переход окажется на месте стыка клипов, Premiere просигнализирует вам о возможности его вставки характерной пиктограммой, отмечающей место предполагаемой вставки перехода (см. рис. 13.3). В зависимости от текущего положения указателя относительно стыка клипов возможны три варианта выравнивания перехода — на месте кадров левого клипа (рис. 13.4, а), по центру стыка (рис. 13.4, б) или на месте кадров правого клипа (рис. 13.4, в).
  5. Рис. 13.4. Возможные типы выравнивания перехода относительно стыка клипов (коллаж)

  6. Отпустите кнопку мыши в нужном положении перехода, и он будет вставлен в фильм и показан синим прямоугольником в окне Timeline (Монтаж) (рис. 13.5).
  7. Рис. 13.5. Фрагмент фильма с переходом между клипами

  8. При желании отредактируйте длительность перехода путем перетаскивания его конца или начала на новое место в окне Timeline (Монтаж) при помощи инструмента Selection (Выбор), а также отрегулируйте точное положение перехода путем перетаскивания его центральной области (рис. 13.6).
  9. Выполните настройку перехода в открывшейся палитре Effect Controls (Управление эффектом) (см. разд. 13.2.3).

Примечание: Аудиопереходы назначаются аналогично, требуется только использовать звуковые клипы и переходы из папки Audio Transitions (Аудиопереходы) палитры Effects (Эффекты).

Рис. 13.6. Редактирование длительности перехода

13.2.2. Создание перехода по умолчанию

Когда вы приобретете некоторый опыт работы с переходами то, возможно, большое значение для вас будет иметь скорость работы. Применить часто используемый переход к некоторому участку фильма можно и без использования палитры Effects (Эффекты). Для этого:

  1. Проведите подготовительные действия, определив сначала переход по умолчанию. Для этого отыщите желаемый переход в палитре Effects (Эффекты), вызовите меню палитры и выберите в нем пункт Set Default Transition (Сделать переходом по умолчанию). При желании при помощи команды Default Transition Duration (Длительность перехода по умолчанию) меню окна Effects (Эффекты) настройте в открывшемся диалоговом окне Preferences (Настройки) его основные характеристики (длительность и число использующихся кадров за пределами границы клипа).
  2. Установите линию редактирования на стык клипов в окне Timeline (Монтаж) и расположите клипы на одном треке так, чтобы за их пределами было достаточное количество кадров.
  3. Выберите в верхнем меню Sequence (Фильм) пункт Apply Video Transition (Применить видеопереход) или Apply Audio Transition (Применить аудио-переход).

После этого переход по умолчанию будет вставлен между клипами и, впоследствии, вы сможете его отредактировать вручную.

13.2.3. Редактирование перехода

Переход, вставленный в фильм, можно редактировать, т. е. изменять его настройки. Переходы разных типов позволяют регулировать различные настройки, причем основная часть параметров перехода настраивается в палитре Effect Controls (Управление эффектом) (рис. 13.7), которая вызывается двойным щелчком на переходе.

Рис. 13.7. Диалоговое окно с настройками перехода

Палитра Effect Controls (Управление эффектом) применительно к переходам используется точно так же, как и для эффектов (см. урок 12), отличаясь лишь небольшими особенностями. Во-первых, в палитре Effect Controls (Управление эффектом) можно установить основные характеристики перехода, в полях Duration (Длительность) и Alignment (Выравнивание) соответственно. Во-вторых, переход можно просмотреть в миниатюре прямо в палитре Effect Controls (Управление эффектом) при нажатии кнопки Play the Transition (Проиграть переход). В-третьих, для переходов различного типа можно настраивать специфические опции, например, опцию обращения перехода во времени, при помощи флажка Reverse (Обратить), или опции настройки геометрии перехода (см. рис. 13.11).

Кроме того, палитра Effect Controls (Управление эффектом) имеет области выбора начала и конца перехода — Start (Начало) и End (Конец), снабженные ползунковыми регуляторами и изображениями модельного кадра начала и конца перехода соответственно. С их помощью можно изменять степень завершенности перехода, которая соответствует началу и концу перехода. По умолчанию принято, что переход начинается при 0% завершенности, а заканчивается при 100%. Однако можно задать, к примеру, начало и конец перехода при отличной от нуля завершенности. В этом случае при старте перехода, на экране уже будет видна часть второго клипа, как это показано на рис. 13.7.

Примечание: Флажок Show Actual Sources (Показывать сами клипы) задает опцию показа реальных кадров фильма на панелях выбора начала и конца перехода вместо модельных кадров, обозначенных как А и В.

Редактирование переходов в палитре Effect Controls (Управление эффектом) производится в реальном времени, поэтому вносимые изменения тут же действуют на фильм в окне Timeline (Монтаж).

13.2.4. Типы переходов

Приведем группы переходов, сопроводив описанием некоторые эффекты.

13.3. Масштабирование и анимация клипов

Спецэффектом движения (motion) или анимации клипов называется эффект перемещения в пределах кадра фильма одних клипов на фоне других. Это перемещение может сопровождаться изменением размеров (масштабированием клипа), вращением вокруг своей оси, искажением и т. п. Пример движения клипа с воздушными шарами по клипу с изображением неба приведен в виде коллажа трех кадров на рис. 13.12.

Рис. 13.12. Пример анимации клипа (коллаж)

Масштабирование и анимация клипов настраиваются в Premiere при помощи встроенного эффекта Motion (Движение). Статический вариант этого эффекта позволяет осуществить простое масштабирование клипа и его смещение относительно кадра фильма, а динамический вариант — настроить полноценную анимацию посредством техники ключевых кадров. Для применения эффекта движения к тому или иному клипу его следует предварительно выделить в окне Timeline (Монтаж). Назначить анимацию можно для клипа, расположенного на любом треке (в том числе и на треке Video 1 — в этом случае движение будет проходить на черном фоне, поскольку под слоем трека Video 1 ничего нет). Мы будем рассматривать эффект движения на примере двух клипов, расположенных на треках друг над другом (рис. 13.13).

Рис. 13.13. Клип с верхнего трека пока полностью заслоняет клип с нижнего трека

13.3.1. Масштабирование

Для изменения размера кадра клипа и его положения относительно кадра фильма:

  1. Выделите клип в окне Timeline (Монтаж).
  2. Вызовите палитру Effect Controls (Управление эффектом).
  3. В палитре Effect Controls (Управление эффектом) нажмите кнопку включения эффекта Motion (Движение).
  4. Щелкните на пиктограмме слева от названия эффекта Motion (Движение) (рис. 13.14), что позволит проводить его визуальную настройку в окне Monitor (Монитор).
  5. Рис. 13.14. Включение визуальной настройки (в кадре) эффекта Motion

  6. Пользуясь инструментом Selection (Выбор), масштабируйте изображение выделенного клипа в окне Monitor (Монитор), хватаясь и перетаскивая маркеры обрамления, выделяющие кадр (см. рис. 13.14). Перетаскиванием клипа за центр изображения можно добиться его перемещения в любую часть фильма.
  7. Рис. 13.15. Вращение кадра клипа организовано при помощи настройки параметра Rotation эффекта Motion

    Примечание: Если добавить эффекту Motion (Движение) в палитре Effect Controls (Управление эффектом) ключевые кадры стандартным способом, то эффект масштабирования можно сделать динамическим, т. е. определить изменение размера клипа со временем. Подробнее об этом написано в разд. 13.2.2.

  8. При желании отредактируйте параметры Position (Расположение) и Scale (Масштаб) в палитре Effect Controls (Управление эффектом). Кроме того, вы имеете возможность повернуть кадр путем определения угла поворота в поле Rotation (Вращение) (рис. 13.15).

13.3.2. Анимация

В Premiere, как и в большинстве других видеоредакторов, настройка анимации организована посредством технологии ключевых кадров (см. урок 12). Она подразумевает выделение из всего фильма определенных кадров, называемых ключевыми, для которых пользователь явно определяет значения некоторых параметров эффекта Motion (Движение), изменение которых со временем и создает анимацию. Следует оговориться, что кадры являются ключевыми по отношению к тем параметрам клипа, для которых назначены изменения. Для других параметров те же кадры являются обычными.

Комбинируя динамику всего нескольких параметров встроенного эффекта Motion (Движение), можно создавать весьма зрелищные эффекты анимации. Перечислим эти параметры, которые доступны для редактирования в палитре Effect Controls (Управление эффектом).

Рис. 13.16. Настройка анимации клипа

В промежутках между ключевыми кадрами программа осуществляет автоматическую интерполяцию изменяющегося параметра (по специально заложенному в нее алгоритму), что обеспечивает плавность его изменения в промежутке от одного ключевого кадра к другому.

Порядок настройки анимации тот же самый, что и динамических эффектов (см. урок 12).

  1. Установите линию редактирования на кадр, который вы собираетесь сделать ключевым.
  2. В палитре Effect Controls (Управление эффектом) раскройте вложенный список эффекта Motion (Движение) и, если этот эффект еще не включен, включите его нажатием кнопки с пиктограммой в виде буквы F
  3. Выберите параметр эффекта Motion (Движение) и щелкните на кнопке Toggle Animation (Включить анимацию), изображающей секундомер, расположенной слева от названия этого параметра. В результате пересечение линии редактирования и строки параметра будет отмечено характерным ромбом, говорящим о том, что данный кадр стал ключевым.
  4. Определите величину параметра для данного ключевого кадра при помощи соответствующего поля с числовым значением или визуальным способом в окне Monitor (Монитор).
  5. Подобным образом (пп. 1—4) определите остальные ключевые кадры, задав для них желаемые значения параметра.
  6. Просмотрите кадры композиции, оценив качество анимации, и, при необходимости, отредактируйте ключевые кадры и/или настройте анимацию для других параметров.
  7. При желании измените алгоритм интерполяции в окрестностях ключевых кадров. Для этого следует вызвать из области нужного маркера ключевого кадра контекстное меню и выбрать в нем желаемый тип поведения интерполяционной кривой на входе и на выходе из кадра (рис. 13.17). В частности, для "замораживания" значения параметра в промежутке между ключевыми кадрами следует выбрать опцию Hold (Остановить).

Рис. 13.17. Выбор типа интерполяции в промежутках между ключевыми кадрам для эффекта Motion

Как вы видите, масштабирование и анимация клипов в Premiere осуществляются путем стандартной настройки встроенного эффекта Motion (Движение) и могут проводиться визуальным способом непосредственно на кадре фильма в окне Monitor (Монитор).

Примечание: Настройка движения может осуществляться и в окне Timeline (Монтаж) при помощи отображения маркеров ключевых кадров параметров непосредственно на клипе, аналогично регулировке динамических эффектов (см. разд. 12.3).

13.4. Наложение видео

Как мы уже раньше отмечали, каждый видеотрек фильма фактически представляет собой отдельный слой изображения. Самым нижним слоем является трек Video 1, следующий — Video 2 и т. д. Под треком Video 1 нет других треков, под ним расположен черный фон.

Если на треке нет клипов, то это означает, что трек является совершенно прозрачным, и в формировании изображения кадра фильма не участвует. Если клипов нет ни на одном из треков, то кадром фильма будет черный экран. Если же на треке располагается клип, то прохождение сквозь него изображения с нижних треков зависит от степени прозрачности этого клипа. До сих пор мы имели дело с непрозрачными (сплошными) клипами, которые, будучи расположенными на треке, полностью заслоняют клипы с треков, находящихся ниже. Однако клипам на треках можно назначать различные режимы прозрачности.

Настройка наложения видео напоминает наслаивание друг на друга разноцветных стеклянных пластин. Под пластинами находится черный фон, а сами пластины могут быть частично прозрачными, а также иметь определенные непрозрачные участки. Наложение пластин определяет окончательную картину. Точно так же накладываются друг на друга и клипы. Понятно, что при этом основную роль должны играть способы назначения режима прозрачности видеоклипам. Хорошее знание этих способов дает пользователю Premiere широчайшие возможности для монтажа кадров фильма из изображений разных видеоклипов.

В зависимости от потребностей пользователя разрешается настраивать несколько режимов прозрачности, возможно, комбинируя их:

Рассмотрим основные типы определения прозрачности клипов, используя тот же пример наложения треков, показанный на рис. 13.13 (см. разд. 13.2.1).

13.4.1. Установки прозрачности видеоклипа

Самый простой вариант настройки наложений клипов — это определение прозрачности его изображения как единого целого (без разметки, в кадре, областей с разной прозрачностью). Для назначения такого типа наложения служит встроенный эффект Premiere, называемый Opacity (Непрозрачность).

Его регулировка осуществляется точно так же, как и настройка любого другого эффекта в окне Timeline (Монтаж) или палитре Effect Controls (Управление эффектом).

Для задания постоянной прозрачности клипа:

  1. Разверните трек, на котором находится клип, нажмите кнопку Show Keyframes (Показать ключевые кадры) и в появившемся подменю выберите пункт Show Opacity Handles (Показать маркеры непрозрачности). В результате на клипе в окне Timeline (Монтаж) появится ленточный регулятор прозрачности.
  2. Выберите инструмент Pen (Перо) в палитре Tools (Инструментарий).
  3. Отрегулируйте значение непрозрачности либо путем перетаскивания ленточного регулятора прозрачности инструментом Pen (Перо) в окне Timeline (Монтаж), либо при помощи стандартных регуляторов параметра Opacity (Непрозрачность) одноименного встроенного эффекта в палитре Effect Controls (Управление эффектом) (рис. 13.18).

Внимание: Не забывайте о том, что параметр Opacity (Непрозрачность) измеряется в процентах непрозрачности клипа, т. е. описывает, насколько сплошным должен быть этот клип.

Рис. 13.18. Настройка постоянной прозрачности выделенного клипа

Спецэффект прозрачности можно сделать динамическим, т. е. изменяющимся во времени. Динамическое изменение прозрачности достигается за счет ключевых кадров прозрачности. В этом случае для каждого из ключевых кадров клипа явно определяется интенсивность эффекта прозрачности, иными словами, величина непрозрачности клипа на данном кадре фильма.

Таким образом, для определения динамического изменения степени прозрачности:

  1. Установите линию редактирования на тот кадр, который вы собираетесь сделать ключевым.
  2. Нажмите кнопку Toggle Animation (Включить анимацию) для эффекта Opacity (Непрозрачность) в палитре Effect Controls (Управление эффектом).
  3. Расставьте ключевые кадры для параметра непрозрачности в окне Timeline (Монтаж) или в палитре Effect Controls (Управление эффектом) (рис. 13.19).

Рис. 13.19. Настройка динамического эффекта при помощи окна Timeline

13.4.2. Прозрачные наложения

Еще один тип регулировки прозрачности — это так называемые прозрачные наложения (key), реализованные в виде стандартных эффектов. Поэтому будем иметь в виду, что управление ими аналогично управлению другими эффектами (см. урок 12).

Данный тип прозрачности позволяет, в зависимости от определенных свойств изображения клипа, назначить пикселам определенный процент прозрачности. В частности, можно сделать более прозрачными пикселы определенного цвета или цветового диапазона, яркости или диапазона яркости или т. п.

  1. Выделите желаемый клип в окне Timeline (Монтаж).
  2. Вызовите на экран палитру Effects (Эффекты) при помощи верхнего меню Window (Окно).
  3. В палитре Effects (Эффекты) раскройте папку Keying (Прозрачные наложения).
  4. Назначьте нужный вам эффект наложения, например, эффект Chroma Key (Цветность) (рис. 13.20), который делает прозрачным некоторый диапазон цветов слоя.
  5. Рис. 13.20. Для настройки прозрачного наложения воспользуйтесь эффектами типа Keying из палитры Effects

  6. Отрегулируйте параметры эффекта при помощи появившейся палитры Effect Controls (Управление эффектом), в частности, определив желаемый прозрачный цвет (в нашем примере — черный цвет).
  7. При желании сделайте эффект динамическим, нажав кнопку Toggle Animation (Включить анимацию) в палитре Effect Controls (Управление эффектом) и настроив соответствующие ключевые кадры анимации эффекта (см. разд. 12.3).

Приведем краткий перечень имеющихся в Premiere типов прозрачных наложений, повторившись, что все они являются эффектами типа Keying (Прозрачные наложения):

Совет: Применяйте эти наложения в том случае, если вы хотите, чтобы степень прозрачности клипа находилась в прямой зависимости от цвета фона (например, контрастировала бы с фоном).

13.4.3. Маски

До сих пор мы рассматривали прозрачные наложения, которые одинаково действовали на весь кадр клипа целиком. Но, иногда требуется сделать прозрачной (или частично прозрачной) только некоторую часть изображения клипа. В этом случае требуется определить разметку его прозрачных областей, называемую маской. Самый простой вариант маски выделяет из изображения некоторую абсолютно прозрачную область, а все остальное пространство клипа делает сплошным.

Для того чтобы задать маску такого типа "от руки":

  1. Выделите клип в окне Timeline (Монтаж).
  2. Примените эффект Garbage Matte (Выделяющая маска), перетащив его из палитры Effects (Эффекты) на клип в окно Timeline (Монтаж).
  3. В палитре Effect Controls (Управление эффектом) разверните эффект Garbage Matte (Выделяющая маска).
  4. Щелкните указателем мыши на пиктограмме слева от названия эффекта Garbage Matte (Выделяющая маска) в палитре Effect Controls (Управление эффектом), что вызовет появление маркеров маски в окне Monitor (Монитор).
  5. Перетаскивая маркеры обрамления маски в окне Monitor (Монитор), определите ее размер и форму (рис. 13.21).
  6. При желании задайте динамику изменения маски со временем при помощи расстановки ключевых кадров в палитре Effect Controls (Управление эффектом).

Рис. 13.21. Для рисования маски "вручную" воспользуйтесь эффектом Garbage Matte

Примечание: Если последовательно применить к клипу еще один эффект типа прозрачного наложения, то можно комбинировать его с нарисованной маской.

Перечислим прозрачные наложения — маски, имеющиеся в папке Keying (Прозрачные наложения) палитры Effects (Эффекты);

Примечание: Разные программы (такие как Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и т. д.) используют различные форматы кодировки альфа-канала. Например, сведения о прозрачности могут иметься отдельно как для каждого из трех основных цветов, так и только для серой маски.

Меню

Hosted by uCoz